В игру играют от 2 до 5 человек, колодой в 36 карт. Каждому раздается по 4 карты. Последнюю карту раздающий кладет на стол, это его первый ход.
Далее всё предельно просто, играющие покрывают карту на столе либо картой того же достоинства, либо той же масти, либо дамой. Если таких карт нет на руках, берётся карта с колоды. Если опять нечем покрыть, право хода передается следующему участнику.
Альтернативное сто одно
Здесь может участвовать до восьми игроков включительно. Используется колода в 52 карты (к обычной колоде добавляются двойки, тройки, четвёрки и пятёрки). За исключением маленького дополнения, о котором будет сказано ниже, правила в «альтернативном сто одно» точно такие же, как и в «сто одно по русски».
Особенности
Вот, что означает каждая карта:
- 6 — эту карту надо срочно накрыть! Если нечем, карту берут с колоды до тех пор, пока не найдется, чем накрыть.
- 7 — следующий после вас игрок берет две карты с колоды и пропускает ход, Если это 7 пики , следующий игрок берет 4 карты.
- Дама — с помощью дамы можно заказать любую масть, т.е. когда вы кладете даму, вы объявляете, какой мастью дальше ходить. Даму можно положить на любую карту, после дамы — также любая, но только заказанной масти.
- Король пики — следующий игрок берет 5 карт и пропускает ход.
- Туз — ход пропускает следующий игрок.
А это для «альтернативного сто одно»:
- Любая пятёрка, кроме пиковой — предыдущий игрок берёт две карты из колоды, а следующий пропускает ход.
- Пиковая пятёрка — предыдущий игрок берёт четыре карты, следующий также пропускает ход.
Цель игры
- первичная цель — избавиться от всех карт как можно быстрее,
- вторичная — набрать как можно меньше очков.
Первый раунд игры продолжается до тех пор, пока один из игроков не останется без карт. Тогда остальные начинают считать очки:
- 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 — по номиналу.
- 9 — 0 очков.
- Валет — 2 очка.
- Дама — 3 очка.
- Король — 4 очка.
- Туз — 11 очков.
Если на руках остается одна дама (всех мастей, кроме пиковой) — +20 очков. Одна пиковая дама — +40 очков. Победитель, окончивший дамой, уходит в минус, т.е. получает «-20» очков. Если последней картой победителя стала дама пики — «-40» очков.
Раунд не считается законченым, если игрок сходил тузом, семёркой или пиковым королём, даже если после этого хода у него на руках не осталось ни одной карты. В последствии, когда до него снова дойдёт очередь, он должен будет взять карту из колоды и ходить дальше. В классическом чешском дураке также нельзя заканчивать игру девятками.
После подсчета начинается второй раунд. После второго — опять подсчет очков, которые суммируются. Тот, кто набрал за несколько раундов более 101 очков, выбывает. Если же он набрал ровно 101 — все его очки обнуляются! Победителем становится тот, кто набрал меньше всех очков и единственный остался в игре.
Опять же в классическом чешском дураке проигрывает не только тот, кто набирает больше 101, но и тот, кто набирает меньше −101 очков. Здесь же при попадании в −101, очки игрока обнуляются.
Особенности управления
Игрой можно управлять как посредством мышки, так и с клавиатуры.
- Space или Enter — бросить карту на стол.
- Стрелки вверх / вниз — переместиться от своих карт, к столу, к колоде и обратно.
- Стрелки влево / вправо — выбрать карту для хода.
- Tab — переместиться от карточного стола к тем или иным контролам управления, например, к кнопкам «Пас», «Взять карту» и т.д.
НАТАЛЬЯ КГОЛУБКОВА