Люди играют в нарды больше 5000 лет. Это старинная восточная игра, с более чем сотней разновидностей.
В древности все, связанное с нардами, имело символическое значение:
- Поле для игры символизировало небо, движение фишек по кругу обозначало ход звезд;
- Каждая половина доски, состоящая из 12 пунктов соответствовала 12 месяцам в году, деление доски на 4 части — временам года, 24 пункта означало 24 часа в сутках, а 30 шашек было равно числу лунных и безлунных дней месяца;
- Сумма очков на противоположных гранях кости — 7 — была равна числу известных в то время планет.
В Европу нарды в XII веке завезли крестоносцы, возвращавшиеся из крестовых походов, а называлась она трик-трак. Современное название коротких нард — backgammon — соответствует английскому варианту названия игры. Нарды — это целый мир, со своими законами, логикой, философией и красотой.
Все разновидности современных нард делятся на две большие группы — короткие нарды и длинные нарды. Общий принцип всех игр в нарды состоит в том, что игроки по очереди бросают кости (зары) и в соответствии с выпавшим числом очков передвигают свои фишки по доске. Если поле занято шашкой соперника, на него ставить свою шашку нельзя. В коротких нардах допускается сбивать шашки соперника. Выигрывает тот, кто раньше успевает снять все свои шашки с доски.
Короткие международные нарды (Backgammon)
Устройство игровой доски, шашки и кости:
- Игровое поле состоит из доски, содержащей 24 поля, или пункта, имеющих вид узких вытянутых треугольников. Нумерация пунктов у каждого игрока собственная, начинается с нижнего правого пункта, далее по часовой стрелке (1, 2, 3 и так до 24). Пункты сгруппированы по 6. Эти группы называются соответственно: дом противника (пункты 24-19), двор противника (пункты 18-13), двор (пункты 12-7) и дом (пункты 6-1). У противника нумерация пунктов — обратная, то есть там, где у вас 24 пункт, у противника — 1;
- У каждого игрока имеется по 15 шашек одного цвета (черные и белые);
- Также имеется две игровые кости, которые в нардах традиционно называются «зары».
Для каждого игрока Начальная расстановка шашек такова:
- по две шашки в двадцать четвертом пункте;
- пять в тринадцатом;
- три в восьмом;
- пять в шестом.
Цель игры
Цель игры — провести свои шашки по игровому полю, собрать их в своем доме и снять с доски раньше, чем это сделает ваш противник.
Как разыгрывается право первого хода
Право первого хода разыгрывается следующим образом. Каждый игрок бросает по одной кости. Тот игрок, у которого выпало больше очков, получает право первого хода. Очки для первого хода формируются из очков, выпавших на костях при розыгрыше хода. Например, один игрок выкинул 2 очка, второй выкинул 5 очков. Первым будет ходить второй игрок, на ход 2:5. В процессе игры игроки бросают кости поочередно. Свои кости игрок видит на правой половине доски, кости противника — на левой половине.
Правила перемещения фишек
Количество пунктов, на которые игрок может переместить шашки, определяется выброшенными костями — шашки должны быть перемещены на то количество пунктов, которое выпало на костях. Движение шашек происходит навстречу друг другу — черные идут от 24 к первому пункту, а белые — от первого к 24 (если смотреть со стороны черных).
При перемещении шашек можно ставить шашки на свободные пункты, или сбивать одиночные шашки противника. Если на пункте стоит две и более шашек противника — пункт считается занятым и на него шашку ставить нельзя. Перемещать можно либо одну шашку, либо две шашки. Если перемещается одна шашка — необходимо, чтобы промежуточные позиции (хотя бы одна) были свободны.
Если на костях выпало одинаковое количество очков, то такой бросок называется «дубль» или «куш». В этом случае количество очков, на которое игрок может передвинуть кости, удваивается, как если бы игрок бросил кости два раза. В этом случае игрок имеет право переместить до 4 шашек за один ход.
Пропуск хода, частичный ход
Игрок не имеет право не перемещать шашки, если у него есть возможность хода. Если при сложившейся позиции есть возможность выбора только одного перемещения, игрок должен произвести ход, использующий большее число очков. Если существуют альтернативные ходы, один из которых использует одну кость, а другой — две кости, игрок обязан произвести ход, использующий две кости. Если игрок не имеет возможности передвинуть свои шашки на выпавших костях, он пропускает ход.
Сбивание и выставление шашек обратно на доску
Если шашка противника стоит на позиции одна, то можно ставить туда свою шашку, при этом чужая считается сбитой с доски и показывается на середине игрового поля — на «баре». За один ход можно сбивать любое количество шашек.
Прежде чем двигать другие шашки, игрок обязан вернуть на доску все свои сбитые шашки — они выставляются в дом противника на допустимую позицию соответственно выброшенным костям. При этом можно сбивать чужие шашки. Если возвращаемая шашка одна, а кубика два, игрок обязан сначала попробовать вернуть её первым брошенным кубиком.
Снятие шашек с доски
Игрок имеет право снимать шашки с доски, только если все его шашки находятся в доме. Если в процессе снятия шашек противник сбивает шашку, то игрок не имеет права снимать шашки, пока не приведет сбитую шашку (или шашки) обратно в дом. Шашки снимаются в соответствии с выброшенными костями. Если количество выброшенных очков больше, чем требуется для снятия самой дальней шашки, игрок обязан снимать сначала самые дальние. Игрок имеет право перемещать шашки в доме, не снимая их с доски.
Правила игры в длинные нарды
Устройство игровой доски, шашки и кости:
- Доска для игры в длинные нарды состоит из 24 полей, или пунктов, имеющих вид узких вытянутых треугольников. Пункты сгруппированы по 6; Нумерация пунктов у каждого игрока собственная, начинается с нижнего правого пункта, далее по часовой стрелке (1, 2, 3 и так до 24);
- У каждого игрока имеется по 15 шашек одного цвета (черные и белые);
- Также имеется две игровые кости, которые в нардах традиционно называются «зары».
Цель игры
Цель игры — провести все свои шашки в дом и снять их с доски раньше, чем это сделает второй игрок. У черных дом находится на пунктах 1-6, у белых — на пунктах 13-18.
Право первого хода
Право первого хода разыгрывается следующим образом: игроки бросают по одной кости, и у кого выпало больше очков — тот и будет ходить первым. В процессе игры бросают одновременно две кости.
Первоначальная расстановка шашек, правила хода
В начале игры все 15 шашек располагаются на 24 позиции — т.н. «голове». По правилам игры с головы можно снимать только одну шашку за один ход. Это правило имеет исключение для первого хода. Если на самом первом ходу у второго игрока выпадает дубль: 6-6, 4-4 или 3-3 — он имеет право снять с головы 2 шашки.
В процессе игры шашки двигаются против часовой стрелки друг за другом а не навстречу, как в коротких нардах. Когда игрок бросает кости, то он обязан в соответствии с выпавшими очками передвинуть свои шашки, руководствуясь следующими правилами:
- Если на пункте стоит шашка противника, то на этот пункт ставить свою шашку нельзя;
- Ходить надо строго на то число очков, которое выпало на кости;
- Двигать можно любое количество шашек;
- Нельзя суммировать очки на двух костях — надо перемещать шашку сначала на число очков, выпавшее, на одной кости, а потом — на число очков, выпавшей на второй;
- На одном пункте может стоять любое количество шашек;
- Игрок обязан, даже в ущерб себе, использовать все выпавшие очки. Если есть два хода, один из которых использует одну кость, а другой — две, игрок обязан сделать ход, использующий обе кости (т.н. «правило полного хода»);
- Если у игрока нет допустимых ходов, он пропускает ход;
- Выстраивая последовательность шашек, игрок не имеет права делать непроходимый заслон перед шашками противника, если противник не завёл в дом хотя бы одну шашку.
Выбрасывание шашек с доски
В момент, когда все шашки уже заведены в дом, игрок может начинать снятие шашек с доски. Вывод шашек происходит следующим образом:
- Игрок имеет право снять с доски шашку, которая стоит на позиции, соответствующей числу выброшенных на кости очков;
- Если таких шашек нет, то игрок обязан передвигать шашки с более старших позиций;
- Если нет более старших позиций — игрок снимает фишки с более младших;
- Снимать на каждом ходе необязательно, можно просто перемещать шашки в доме.