Игровое поле — квадрат 10×10 или 18×18, для каждого игрока, на котором размещается флот кораблей.
На игровом поле 10×10 присутствуют следующие боевые единицы:
- 1 корабль — ряд из 4 клеток («линкоры», или «четырёхпалубные»)
- 2 корабля — ряд из 3 клеток («крейсеры», или «трёхпалубные»)
- 3 корабля — ряд из 2 клеток («эсминцы», или «двухпалубные»)
- 4 корабля — 1 клетка («подлодки», или «однопалубные»)
- 1 мина — 1 клетка
- 1 минный тральщик — 1 клетка
На игровом поле 18×18 присутствуют следующие боевые единицы:
- 1 корабль — ряд из 5 клеток («танкеры», или «пятипалубные»)
- 2 корабль — ряд из 4 клеток («линкоры», или «четырёхпалубные»)
- 3 корабля — ряд из 3 клеток («крейсеры», или «трёхпалубные»)
- 4 корабля — ряд из 2 клеток («эсминцы», или «двухпалубные»)
- 5 корабля — 1 клетка («подлодки», или «однопалубные»)
- 3 мины — 1 клетка
- 3 минных тральщика — 1 клетка
При размещении корабли не могут касаться друг друга углами. Если включить соответствующую опцию, то корабли можно будет размещать в виде квадрата («четырехпалубные») или, например, буквой «Г» («трех-» и «четырехпалубные»).
При попадании в корабль противника — на чужом поле ставится крестик. Попавший стреляет ещё раз.
Поиск и потопление кораблей противника
Перед началом боевых действий игроки бросают жребий, кто будет ходить первым. Игрок, выполняющий ход, совершает выстрел — нажимает пробел или кликает мышкой по полю, где по его мнению может находиться корабль противника.
- Если выстрел пришёлся в клетку, не занятую ни одним кораблём противника, то следует ответ «Мимо!» и стрелявший игрок ставит на чужом квадрате в этом месте точку. Право хода переходит к сопернику.
- Если выстрел пришёлся в клетку, где находится многопалубный корабль (размером больше чем 1 клетка), то следует ответ «Ранил!» или «Попал!», кроме одного случая (см. пункт 3). Стрелявший игрок получает право на ещё один выстрел.
- Если выстрел пришёлся в клетку, где находится однотрубный корабль или последнюю непоражённую клетку многопалубного корабля, то следует ответ «Потоплен!» или «Убит!». Стрелявший игрок получает право на ещё один выстрел. Победителем считается тот, кто первым потопит все корабли противника.
- Tab — переход от игрового поля стреляющего в игровое поля того, в кого стреляют и обратно;
- стрелки перемещения курсора — выбор поля для стрельбы;
- Space — поставить часть корабля при старте розыгрыша или выстрелить после начала баталии;
- F3 — услышать сколько кораблей осталось у участников.
Если игрок в результате своего хода попал на на мину противника, то хозяину мины сообщаются координаты одной не поражённой клетки стрелявшего, занятой любым кораблём (корабль может иметь сколько угодно клеток, но выдаётся только одна клетка). После этого хозяин мины имеет возможность метко выстрелить (выданная клетка не погибает в момент попадания на мину — чтоб она погибла, по ней надо выстрелить; иначе говоря, мина только сообщает координаты корабля). Хозяин мины не обязан поражать выданную клетку сразу же — он имеет право выстрелить по ней в любое время. Поскольку выстрел по выданной клетке меткий, то хозяин мины после этого выстрела получает право на повторный ход.
Если игрок, сделав ход, попал на минный тральщик, то хозяину этого минного тральщика выдаются координаты одной из ещё не сработавших мин стрелявшего — чтобы хозяин минного тральщика знал, что по этим координатам выданной клетки с миной ходить не следует. Если к моменту срабатывания минного тральщика у походившего не осталось ни одной мины, то игрокам сообщается, что походивший попал на минный тральщик, но никто никому ничего не выдаёт.
Так как попадание на мину или на минный тральщик не является успехом, а является неприятностью для ходившего, то после такого неудачного выстрела ход переходит к хозяину сработавшей мины или сработавшего минного тральщика. Мины и минные тральщики не считаются значащими фигурами — поэтому, если у игрока остались только мины и минные тральщики, но погибли все корабли, а у другого игрока не все корабли погибли, то игра считается оконченной, а первый игрок — проигравшим.
В наш «Морской бой» может играть от 2 до 7 человек одновременно. При количестве участников большем двух, каждый игрок стреляет в того, кто сидит от него по левую руку. Если кто-то выбывает из игры, цепочка замыкается, то-есть тот, кто ранее стрелял в проигравшего, далее стреляет в того, в кого стрелял проигравший.
Клавиши управления