Дворец Версаль: история возникновения
Версальский дворец был центром политической и культурной жизни Франции на протяжении более полувека. До конца 16 века Версаль был небольшой деревушкой в пригороде Парижа. Людовик XIII построил здесь скромный охотничий замок на пять комнат, а через несколько десятков лет он превратился в респектабельную резиденцию «Короля-солнце». Начиная с 1682 года и по 1789 год в роскошных апартаментах дворца располагался королевский двор, в его стенах принимались важные государственные решения, заключались дипломатические союзы, объявлялись войны и перемирия. Архитектура знаменитого дворца, благоустроенный регулярный парк и окружающая городская планировка стали образцовыми для многих замков европейских монархий, в том числе и для американской республики во время строительства Вашингтона. После Великой французской революции политическая значимость Версаля уменьшилась, но не прекратилась. В 1871 году здесь было провозглашено основание германской империи, а полвека спустя был подписан Версальский договор о ее конце.
Современный Версаль – это престижный пригород в двадцати километрах от Парижа, столица департамента Ивлин. Сегодня дворцово-парковый ансамбль, который стал символом абсолютной власти и могущества Людовика XIV, является популярной и посещаемой туристической достопримечательностью.
История основания Версаля
Идея построить Версаль, который затмил бы своей роскошью, масштабностью и великолепием все остальные, родилась у Людовика XIV, когда он увидел замок Во-ле-Виконт, принадлежавший министру финансов Фуке. Даже такие королевские резиденции, как Лувр и Тюильр, уступали ему. По задумке «короля-солнца» грандиозный замок должен был стать символом его абсолютной власти. Город в пригороде Парижа был выбран не случайно: монарх счел пребывание в столице опасным из-за вспыхнувшего там восстания Фронды. Монарх хотел обезопасить себя от бунтующей толпы. К тому же Париж выглядел слишком провинциально для столь могущественной сверхдержавы, какой в XVII веке являлась Франция.
Строительство Версаля
Обустройство дворца было начато в 1661 году и длилось не одно десятилетие, в работах были задействованы около 30 тысяч строителей. Для этого монарх указом запретил частное строительство в округе, а в мирное время на стройку привлекали солдат и матрос. Несмотря на жесткую экономию, за весь период на возведение дворца с парком была потрачена баснословная сумма – по нынешним меркам это почти 260 млрд. евро или по старым расчетам 19,5 тонн серебра. И это притом, что стройматериалы поставлялись по самым низким ценам, из-за чего некоторые камины были декоративными и не протапливались, окна не закрывались, и зимой было некомфортно. При всей пышности убранства в огромном здании не было предусмотрено ни одной уборной.
Официальное открытие состоялось в 1682 году, однако строительные работы продолжались — дворцовый комплекс постоянно разрастался. Первым архитектором, под руководством которого создавалась уникальный памятник в стиле барокко, стал Луи Лево, затем ему на смену пришел Жюль Ардуэн-Монсар. Ландшафтным дизайнером, отвечавшим за оформление парков, которые обустраивались одновременно с дворцом, был Андре Ленотр. Внутренней отделкой залов занимался королевский живописец Лебрен. Все они французы.
Парк Версаля был спланирован так, чтобы при взгляде с верхних этажей дворца аллеи расходились из центра в разные стороны подобно солнечным лучам. В ландшафте соблюдалась строгость линий, четкость пропорций и геометрическая точность форм. Сюда пересадили целые леса для формирования 100 Га садов с аллеями, клумбами и беседками. Парк, разделенный на две симметричные половины, будто вычерчен под линейку, однако при этом он не выглядит скучным и унылым. В нем много цветников, гротов, скульптур.
Для возведения фундамента осушили и засыпали землей 800 Га болот (вся территория комплекса), деревушку постепенно превратили в город с домами для придворных, прислуги и охраны. Комплекс основали на пересечении трех дорог, ведущих в Париж, к королевским имениям Сен-Клу и Со. В месте их соединения перед входом в Большой дворец установлена статуя Людовика XIV на коне.
Помимо этого, были вырыты каналы и оборудована система водопровода для фонтанов, искусственных прудов и каскадных водопадов. Людовик XIV умер, так и не достроив свое грандиозное творение. Впоследствии строительство продолжил его наследник, который внес несколько изменений в планировку и занимался реконструкцией фасадов.
Версаль мог одновременно разместить 10 000 людей: половина апартаментов была рассчитана на придворных, остальная часть — для слуг. Разместив своих подданных под своим бдительным оком, предоставляя им щедрые развлечения и вознаграждая своей милостью, монарх таким образом контролировал аристократию. Знать вынуждена была жить под присмотром короля. Придворные, покинувшие Версальский дворец, навсегда попадали в опалу, лишаясь всех привилегий, имущества и званий. Внушительные размеры дворца, помпезность и богатство внутреннего убранства были призваны демонстрировать абсолютную власть монарха. Общая площадь комплекса без парка составляет 67 тыс. кв.м., согласно подсчетам в нем было установлено больше 60 лестниц, 372 статуи и 25 тысяч окон.
Историки утверждают, что Версаль, следуя традиции положенной Людовиком XIV, стал местом, где монархи и придворные с размахом отдыхали, устраивали заговоры и плели интриги. При Марии-Антуанетте это достигло особо крупных масштабов.
Королевский дворец
Тронный зал
Тронный зал
Основное здание, которое служило резиденцией для нескольких поколений династии французских монархов. В замок вел парадный вход – высокие решетчатые ворота, покрытые позолотой и украшенные королевским гербом и короной. Перед фасадом располагаются два симметричных бассейна, справа была обустроена двухэтажная капелла. Большие королевские апартаменты из семи салонов находились в северной части здания. Тронный зал, который получил название Салон Аполлона, использовался для приема иностранных делегаций днем, а в вечернее время нередко превращался в площадку для фееричных театральных и музыкальных спектаклей.
Зеркальная галерея в Версале – самая впечатляющая достопримечательность дворца. Она играла значимую роль: здесь проводились приемы важных персон, роскошные балы и пышные празднества. Так, здесь проходила торжественная церемония королевского бракосочетания. Здесь же придворные ожидали возвращения короля из часовни, чтобы подать прошение. Зал с семнадцатью оконными проемами в форме арок с видом на сад выглядит необычайно просторным и светлым за счет огромных зеркальных панно, расположенных напротив них. Французские мастера искусно воплотили эффект расширения пространства. Всего в галерее больше 350 зеркал. Зал поражает роскошью и помпезностью убранства: каждая деталь интерьера щедро декорирована золотом, скульптуры и хрустальные люстры органично сливаются в едином ансамбле.
Потолок достигает 10 метров в высоту, само помещение свыше 70 метров в длину и 11 — в ширину. Изначально вся мебель в зале была из чистого серебра, но в 1689 году ее переплавили на монеты, покрывшие военные расходы.
Большой Трианон
Одноэтажный дворец, выполненный в классическом стиле и украшенный плиткой из розового мрамора, служил и как пристанище для тайных свиданий с фаворитками, и как охотничий замок. Он находится в глубине дворцового парка. Название дворца означает место для спокойного отдыха и уединения.
Малый Трианон
Небольшой дворец, который был построен Людовиком XV для своей фаворитки маркизы де Помпадур. Однако она скончалась до того, как строительство было закончено, поэтому в нем поселилась другая фаворитка — графиня Дюбарри. В его архитектуре можно проследить переход от стиля рококо к классицизму. Когда на престол взошел король Людовик XVI, он отдал замок Марии-Антуанетте. Она проводила здесь время, отдыхая от королевского двора. Рядом она велела построить декоративную деревню с аккуратными домиками с соломенными крышами и ветряной мельницей – так по ее мнению жили крестьяне. На этой стилизованной ферме бродили ухоженные курицы и коровы, играли дети, а переодетые фрейлины изображали крестьянок.
Парк и сады
Версальский дворец и его регулярный парк, ставший эталоном классицизма, неотделимы друг от друга. Он стал образцом для парковых ансамблей в Петергофе, дворце Шенбрунне в Австрии, Сан-Суси в Потсдаме, но никому не удалось превзойти размах и великолепие парка Версаля. Французских мастеров вдохновила идея об «идеальных городах» эпохи Возрождения, что нашло отражение в четкой выверенной планировке. В центре проходит Большой канал, проложенный с ориентацией на запад, чтобы заходящее солнце отражалось на поверхности воды. Вокруг высажены фигурно подстриженные деревья и кустарники, оформлены цветочные клумбы, проложены дорожки, обустроены пруды и озера. Вдоль аллей выстроились мраморные и бронзовые статуи. В теплое время здесь устраивались балы, празднества и маскарады.
Самым впечатляющим из 1400 фонтанов является колесница античного бога солнца Аполлона – еще один монумент во славу Людовика XIV. Сады состоят из огромного количества террас, понижающихся по мере удаления от замка. Они раскинулись на абсолютно ровной территории площадью 101 гектар, сверху можно проследить линейную перспективу. Помимо Большого и Малого Трианона, здесь много интересных построек: театр Императрицы, Бельведер, французский павильон, Храм любви, грот и обзорные площадки. Благодаря продуманной системе фонтанов и каналов версальские сады прозвали «маленькой Венецией».
Версальский дворец стал тяжелым бременем для французской экономики и во многом стал причиной падения королевской монархии во Франции в 1879 году.
Музей Ламбине
В этом необычном краеведческом музее открыта экспозиция, посвященная богатой истории города. Его вполне можно назвать «Музеем Революции», ведь именно на площади перед дворцом начался Голодный бунт в 1789 г., приведший к падению монархии. Многие залы наглядно повествуют о кровавых событиях тех времен. Кроме того, здесь можно посетить художественную выставку — в фондах музея хранится несколько сотен полотен известных мастеров, включая картины Альфреда Сислея.
Церковь Нотр-Дам
Церковь Нотр-Дам ранее имела статус собора Парижской Богоматери. Она была построена недалеко от дворца, чтобы придворные могли посещать мессу, не покидая территорию. Архитектура здания выдержана в строгих традициях эпохи классицизма с элементами готики в виде средневекового креста. Многие детали внутреннего убранства и утварь были сохранены в период революции, сегодня здесь царит аутентичная атмосфера придворной церкви времен эпохи Людовика XIV.
Дворец Версаль в наши дни
Музей Версаль во Франции – такой официальный статус получил дворец в 1837 году, и сегодня в это уникальное место приезжают туристы со всего мира. Для осмотра всей территории комплекса и прилегающего города понадобится как минимум целый день. Для удобства туристов предусмотрены кафе, рестораны и пиццерии. Здесь также можно приобрести памятные сувениры: произведения искусства, антикварные изделия, интерьерные украшения, скульптуры и статуэтки, а также национальные продукты местного производства, такие как сыр, вино, специи, сладости и многое другое.